За нарушение порядка и сроков представления информации в ЕГИСЗ поставщики информации, указанные в пункте 4 части 6 статьи 91.1. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под поставщиками информации в целях применения данного положения понимаются уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть региональные власти. Соответствующая норма принята Федеральным закон от 4 августа 2023 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и вступила в силу 1 апреля 2024 года.
Федеральным законом от 31 июля 2023 г. № 402-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесена новая статья 13.51. «Нарушение порядка представления информации в ЕГИСЗ».
Данная статья устанавливает адмответственность в отношении должностных лиц региональных властей за нарушение порядка и сроков представления информации в ФРМО и ФРМР, в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений в ЕГИСЗ.
Пункты 2 и 3 части 3 ст. 91.1. Федерального закона № 323-ФЗ обязывают передавать в ЕГИСЗ:
в ФРМО — сведений о медицинских организациях и фармацевтических организациях.
в ФРМР — сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, в регистр обучающихся — сведений о лицах, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования.
В каких случаях региональные чиновники могут понести административную ответственность за не предоставление информации в ФРМО и ФРМР?
Должностные лица региональных министерств и департаментов здравоохранения могут быть оштрафованы при наличии одновременно следующих условий:
- региональные органы власти в сфере здравоохранения в силу постановления № 140 названы в числе поставщиков информации в ЕГИСЗ;
- информация передается через региональные государственные информационные системы в сфере здравоохранения;
- информация в ФРМО и ФРМР передана с нарушением порядка и сроков представления, установленных постановлением № 140, или информация передана не в полном объеме или переданная информация не достоверна и не актуальна.
Размер административного штрафа — от 15 000 до 25 000 рублей. Повторное совершение аналогичного нарушения влечет штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до одного года.
Кто будет контролировать и выявлять нарушения региональных чиновников?
Данной функцией наделен Росздравнадзор.
Новая норма КоАП РФ 13.51. «Нарушение порядка представления информации в ЕГИСЗ» не применяется в отношении медицинских организаций.
Какая ответственность установлена для медицинских организаций?
Медицинские организации за непредоставление сведений в ЕГИСЗ несут административную ответственность, предусмотренную ст.14.1 КоАП РФ и ст. 19.20 КоАП РФ. Данные статьи устанавливают штрафы и административное приостановление деятельности за нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
Размещение в ЕГИСЗ (единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения) информации является лицензионным требованием (подп. «ж» п. 5, подп. «е» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно подп. «е» п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием является:
- размещение информации в ЕГИСЗ в соответствии со статьей 91 1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Положением о ЕГИСЗ посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.
Согласно подп. «ж» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием является:
- размещение в ЕГИСЗ сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских и фармацевтических организаций) и о лицах, указанных в подпункте «в» настоящего пункта (в федеральном регистре медицинских и фармацевтических работников), в составе, установленном Положением о ЕГИСЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
При этом не размещение сведений о медицинской организации в ФРМО и о медицинских работниках в ФРМР квалифицируется грубым нарушением лицензионных требований (нарушение (подп. «ж» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности).
Санкцией ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ за нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией, установлены предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.
Санкцией ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности установлены штрафы на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Итак из диспозиции ч.3, ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ следует, что данная статья применяется к медицинским организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Однако в судебной практике встречаются также случаи привлечения по данной статье и медицинских учреждений государственной формы собственности, если нарушения лицензионных требований были допущены при оказании ими платных медицинских услуг.
Санкцией ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением лицензионных требований, установлены предупреждение или административный штраф на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 рублей.
Санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, установлены штрафы на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Какие сведения предоставляются в ЕГИСЗ медицинскими организациями?
Состав информации, размещаемой в ЕГИСЗ, установлено Положением о ЕГИСЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. № 140.
Положением предусмотрены подсистемы ЕГИСЗ. Наиболее на слуху следующие подсистемы:
- ФРМО (федеральный реестр медицинских организаций);
- ФРМР (федеральный регистр медицинских работников);
- ИЭМК (федеральная интегрированная электронная медицинская карта);
- РЭМД (федеральный реестр электронных медицинских документов);
- федеральная электронная регистратура.
Поставщиками информации в ЕГИСЗ являются медицинские организации, соискатели медицинских лицензий, а также органы государственной власти (Росздравнадзор, ФМБА, ФНС, МЧС, Росреестр), страховые фонды, региональные министерства и департаменты здравоохранения.
Кто из перечисленных поставщиков и какую именно информацию предоставляет, сроки внесения информации в подсистемы ЕГИСЗ? Это подробно указано в приложении № 1 к Положению о ЕГИСЗ.
Поставщики информации в ЕГИСЗ обеспечивают:
- представление сведений в ЕГИСЗ в порядке и сроки, установленные настоящим Положением;
- актуальность и достоверность сведений, представляемых в ЕГИСЗ;
- работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с ЕГИСЗ.
- выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по защите информации в информационных системах.
Установлена ли ответственность за непредоставление сведений в ИЭМК (федеральная интегрированная электронная медицинская карта), РЭМД (федеральный реестр электронных медицинских документов)?
Да, установлена. Ответственность для медицинских организаций и наступает за нарушение лицензионных требований по соответствующим частям ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП РФ.
Штрафы на медицинские организации по-прежнему могут налагаться Росздравнадзором по статьям 14.1. и 19.20 КоАП РФ.
Любовь Кривова
Подписывайтесь на Телеграм-канал: Медицинский юрист Любовь Кривова
Вступайте в группу ВКОНТАКТЕ Медицинский юрист Любовь Кривова