Непрерывное медицинское образование сегодня: нормативно-правовое регулирование.

В связи с тем, что в профессиональном медицинском сообществе больше слухов, чем достоверной информации, о непрерывном медицинском образовании,  наконец-то нашла время изучить вопрос о том,  что такое непрерывное медицинское образование и как оно реализуется?

Перелопатила много правовой информации, в том числе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства России, приказы Минздрава России.

Итак, согласно ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подготовка медицинских работников осуществляется путем реализации образовательных программ:

— среднего профессионального образования;

— высшего образования;

— дополнительных профессиональных программ.

Реализация профессиональных образовательных программ должно обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Примерные дополнительные профессиональные программы разрабатываются  Минздравом России.

21 ноября 2017 года Минздрав России утвердил концепцию развития непрерывного образования медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года.

Согласно концепции непрерывное образование — это обучение в течение всей жизни в целях совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний  и навыков. Непрерывность обучения диктуется увеличением на фармрынке новых лекарств, появлением высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, развитием информационных технологий.

Концепция определяет, что непрерывное образование осуществляется через:

«формальное образование» — обучение в образовательных организациях;

«неформальное образование» — обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций (врачебных сообществ, ассоциаций);

«самообразование».

В рамках непрерывного образования Минздрав России планирует развивать университетские клиники и клинические базы, внедрять новые образовательные технологии, симуляционные и тренинговые классы, экспериментальные операционные, виртуальные ситуационные программы, дистанционные интерактивные сессии, электронные информационные базы и библиотеки.

Для реализации концепции непрерывного медицинского и фармацевтического  образования необходимо:

— внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в приказ Минздрава России № 66н «Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам…» (до внесения изменений в данные законы и подзаконные акты непрерывное образование является лишь проектом );

— разработать систему учета образовательной активности медицинских и фармацевтических работников с использованием учетных единиц (кредитов) (на сегодняшний день в отсутствие правового механизма утверждать о кредитах за обучение преждевременно);

— реализовать возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачами посредством Интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminsdrav.ru. Доступ к Интернет-порталу  осуществляется с использованием Единой системы идентификации и аутентификации на портале госуслуг https://esia.gosuslugi.ru и Федерального регистра медицинских работников.

Интернет-портал должен предоставить врачам возможность самостоятельно формировать программу повышения квалификации в рамках непрерывного дополнительного профессионального образования.

Согласно госпрограмме «Развитие здравоохранение» к концу 2018 года доля врачей, получающих непрерывное медицинское образование с использованием интерактивных образовательных модулей, должна составить 40%, в 2019 году  — 60%, в 2020 году- 80%, в 2025 году  — 99%.

По данным этой же программы Минздрав России к 29 октября 2017 года должен был разработать нормативно-правовую базу системы непрерывного медицинского образования.

Напомню, что Минздравом России 20.09.2017 был разработан проект изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Согласно изменениям повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ в объеме не менее 30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.».

Будем ожидать вступления в силу, в какой редакции он вступит с силу, посмотрим. А также будем ожидать необходимые для реализации непрерывного медицинского образования изменения в федеральные законы и принятия соответствующих приказов Минздравом России.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять