В связи с тем, что в профессиональном медицинском сообществе больше слухов, чем достоверной информации, о непрерывном медицинском образовании, наконец-то нашла время изучить вопрос о том, что такое непрерывное медицинское образование и как оно реализуется?
Перелопатила много правовой информации, в том числе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства России, приказы Минздрава России.
Итак, согласно ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подготовка медицинских работников осуществляется путем реализации образовательных программ:
— среднего профессионального образования;
— высшего образования;
— дополнительных профессиональных программ.
Реализация профессиональных образовательных программ должно обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.
Примерные дополнительные профессиональные программы разрабатываются Минздравом России.
21 ноября 2017 года Минздрав России утвердил концепцию развития непрерывного образования медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года.
Согласно концепции непрерывное образование — это обучение в течение всей жизни в целях совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков. Непрерывность обучения диктуется увеличением на фармрынке новых лекарств, появлением высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, развитием информационных технологий.
Концепция определяет, что непрерывное образование осуществляется через:
«формальное образование» — обучение в образовательных организациях;
«неформальное образование» — обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций (врачебных сообществ, ассоциаций);
«самообразование».
В рамках непрерывного образования Минздрав России планирует развивать университетские клиники и клинические базы, внедрять новые образовательные технологии, симуляционные и тренинговые классы, экспериментальные операционные, виртуальные ситуационные программы, дистанционные интерактивные сессии, электронные информационные базы и библиотеки.
Для реализации концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования необходимо:
— внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в приказ Минздрава России № 66н «Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам…» (до внесения изменений в данные законы и подзаконные акты непрерывное образование является лишь проектом );
— разработать систему учета образовательной активности медицинских и фармацевтических работников с использованием учетных единиц (кредитов) (на сегодняшний день в отсутствие правового механизма утверждать о кредитах за обучение преждевременно);
— реализовать возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачами посредством Интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminsdrav.ru. Доступ к Интернет-порталу осуществляется с использованием Единой системы идентификации и аутентификации на портале госуслуг https://esia.gosuslugi.ru и Федерального регистра медицинских работников.
Интернет-портал должен предоставить врачам возможность самостоятельно формировать программу повышения квалификации в рамках непрерывного дополнительного профессионального образования.
Согласно госпрограмме «Развитие здравоохранение» к концу 2018 года доля врачей, получающих непрерывное медицинское образование с использованием интерактивных образовательных модулей, должна составить 40%, в 2019 году — 60%, в 2020 году- 80%, в 2025 году — 99%.
По данным этой же программы Минздрав России к 29 октября 2017 года должен был разработать нормативно-правовую базу системы непрерывного медицинского образования.
Напомню, что Минздравом России 20.09.2017 был разработан проект изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».
Согласно изменениям повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ в объеме не менее 30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.».
Будем ожидать вступления в силу, в какой редакции он вступит с силу, посмотрим. А также будем ожидать необходимые для реализации непрерывного медицинского образования изменения в федеральные законы и принятия соответствующих приказов Минздравом России.