15 условий договора с пациентом, которые нарушают права потребителя

Законодатель установил условия договора, которые ущемляют права потребителя. Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 135-ФЗ изложил статью 16 Закона о защите прав потребителей в новой редакции. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 года.  Важно, что на ранее заключенные договоры с пациентами также будут распространяться новая редакция статьи 16 Закона о защите прав потребителей.

Какие санкции налагают административные органы, если договор оказания платных медицинских услуг содержит условия, ущемляющие права потребителя? Административный штраф на юридических лиц составляет в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, впрочем, для бизнеса это совсем ничего. Но если штраф накладывать за каждый случай включения в договор с пациентом условий, ущемляющих их права, то сумма санкций наберется прилично.

Итак, какие условия нужно исключить из заключенных договоров с пациентами и форм (шаблонов) договоров с пациентами?

В исчерпывающий перечень вошли 15 условий, которые признаны законодателем недопустимыми, ущемляющими права потребителей:
1) условия, которые предоставляют клинике право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
2) условия, которые ограничивают право пациента на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей;
3) условия, которые устанавливают для пациента штрафные санкции за отказ от исполнения договора или иные обязанности, препятствующие пациенту свободно реализовать право на отказ от исполнения договора при условии оплаты фактических расходов клиники в связи с исполнением договора;
4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность клиники за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) условия, которые обусловливают приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;
6) условия, которые предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя;
7) условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты услуг;
8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию клиники, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
10) условия, которые ограничивают право пациента на выбор вида требований, которые могут быть предъявлены клинике при оказании услуг ненадлежащего качества;
11) условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) условия, которые устанавливают для пациента обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) условия, которые ограничивают пациента в средствах и способах защиты нарушенных прав;
14) условия, которые ставят удовлетворение требований пациента в отношении услуг с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками услуг;
15) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Как следует из подп.15 п.2 ст.16 Закона в новой редакции перечень условий, ущемляющих права потребителей, расширен и не ограничивается перечисленным перечнем.

Условия договора,  ущемляющие права потребителей, являются недопустимыми, признаются ничтожными.

Если включение таких условий в договор причинило пациенту ущерб, он подлежит возмещению в полном объеме. Если пациент обратится с требованием о возмещении убытка, его требование должно быть рассмотрено в течение 10 дней со дня его предъявления.

Если пациент обратится с требованием об исключении из договора условий, ущемляющих права потребителя, его требование должно быть рассмотрено в   течение 10 дней со дня его предъявления. В этот же срок пациента необходимо информировать о результатах рассмотрения его требования  и принятом решении. Как видим, сроки чрезмерно короткие.

Итак, учитывая, что Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 135-ФЗ имеет обратную силу, т.е. распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, рекомендую изучить форму договора оказания платных медицинских услуг с пациентом и привести его в соответствие законодательству.

Подписывайтесь на телеграмм-канал: https://t.me/Krivova_medik_pravo 

Подписывайтесь на сообщество в ВК: public194610726

 

 

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять