Общественный контроль: в клинику пришла общественная проверка. Как защитить интересы клиники?

В статье речь идет об общественном контроле, осуществляемом общественными объединениями потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Общественный
контроль отличается от государственного тем, что его проводят общественные объединения, а не госорганы.

Какие права имеют субъекты общественного контроля? Что проверяют общественники? Что будет, если препятствовать общественной проверке? На эти и многие другие вопросы ответ Вы найдете в данной статье об общественной контроле. 

Примечание.

Независимая оценка качества условий оказания услуг как форма общественного контроля, проводимая в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи,  в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Законом об основах общественного контроля в Российской Федерации, в данной статье не рассматривается.

Чем регламентировано право общественных объединений на проведение общественного контроля?

Законом о защите прав потребителей установлено, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей.  Информацию о фактах нарушений прав потребителей вправе направлять в орган государственного надзора для проведения проверки этих фактов.

Установлен ли порядок проведения общественного контроля и оформления результатов общественного контроля общественными объединениями потребителей?

Как Законом о защите прав потребителей, так и Законом об общественных объединениях не регламентирован порядок проведения общественными объединениями потребителей мероприятий по общественному контролю, сроков их проведения, оформления результатов общественного контроля. Порядок проведения общественной проверки, установленный ст. 20 Федерального закона от 21 июля 2014г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», на общественный контроль, осуществляемый в рамках ст.45 Закон о защите прав потребителей, не распространяется.

Порядок проведения общественного контроля общественными объединениями потребителей, сроки проверки, порядок оформления результатов проверки определяется Уставами таких организаций или их внутренними документами, принимаемыми в соответствии с Уставами (постановление Пленума ВС от 28.06.2012 № 17, ст. 45 Закона о защите прав потребителей»).

Мероприятия общественного контроля не должны являться самовольными. Решение  о проведении общественного контроля должно приниматься руководящими органами общественной организации в  установленном уставом порядке. Такие решения могут оформляться в виде поручений.

Для проведения общественного контроля для общественных объединений потребителей обращения конкретного потребителя не требуется.

Как действовать, если в клинику пришла общественная проверка?

Поэтому, если в медицинскую организацию пришли представители общественной организации по защите прав потребителей для проведения общественного контроля, необходимо до начала общественного контроля потребовать для ознакомления Устав этой общественной организации, решение ее руководящих органов о проведении общественного контроля, проверить полномочия представителей на проведение общественного контроля, идентифицировать их по паспорту.

Обязанности  у представителей общественных объединений заранее уведомлять о своем визите, обязанности пригласить руководителя клиники или права не допускать при отсутствии руководителя клиники законом не установлена.

Какие права есть у представителей общественных объединений, если они пришли в медицинскую организацию с целью общественного контроля?

Согласно статье 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей не вправе требовать от медицинских организаций представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

Таким образом, исходя из смысла ст. 45 Закона № 2300-1 общественные объединения потребителей при обращении в клинику для проведения общественного контроля имеют право требовать от клиники представить те документы и выполнить действия, которые имеет право требовать потребитель.

А именно имеют право требовать размещения информации:

на вывеске:

✔ о клинике (фирменное наименование (наименование), место ее нахождения (адрес) и режиме ее работы;

на информационных стендах (стойках) и официальных сайтах:

✔ о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

✔ о виде деятельности, номере лицензии, сроках действия лицензии, об органе, выдавшем лицензию (наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

✔ об оказываемых услугах, включая перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг. Информация об услугах должна обеспечивать возможность их правильного выбора. Таким образом, клиника должна для потребителей предоставить информацию о потребительских свойствах услуг, рекомендации (правила и условия) после получения медицинских услуг для обеспечения эффективности и безопасности услуг;

✔ о цене услуг, и условиях оплаты;

✔ о гарантийных сроках и сроках службы (при наличии);

✔ о правилах предоставления услуг;

✔о медицинских работниках, оказывающих медицинские услуги, об уровне их профессионального образования и квалификации;

✔о возможности получения медицинской услуги бесплатно, порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

✔ об адресах и телефонах региональных органов исполнительной в сфере охраны здоровья, территориальных органа Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Кроме того, представители общественного организации потребителей для проведения общественного контроля могут потребовать:

✔ копию учредительного документа клиники;

✔ копию лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложениями).

✔ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

✔ информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

✔об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению;

✔ другие сведения, относящиеся к предмету договора (какие именно сведения, правила предоставления платных медицинских услуг не раскрывают).

Не вижу оснований отказать в предоставлении сведений о том, что потребитель до заключения договора уведомляется исполнителем в письменной форме о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Если клиника реализует медицинские изделия?

Если клиника реализует медицинские изделия, например, косметологическая клиника может иметь витрину с косметикой, а стоматологическая клиника витрину с предметами ухода и гигиены за полостью рта, она обязана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 по требованию потребителя и их объединений предоставить информацию о товарах и их изготовителях следующего содержания:

✔ наименование товара;

✔ место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара;

✔ сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

✔ сведения об основных потребительских свойствах товара;

✔ правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

✔ гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

✔ срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

✔ цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Потребитель, представители общественное объединения потребителей имеют право потребовать ознакомить их:

✔с сертификатом соответствия, его номером, сроком его действия, органом, выдавшим сертификат, или сведениями о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационном номере, сроке ее действия, наименовании лица, принявшим декларацию, и органе, ее зарегистрировавшем).

Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Информация о косметике должна также содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).

Можно ли проводить общественный контроль в отсутствии руководителя медицинской организации?

Когда в клинику приходит пациент и в рамках своих прав потребителя просит ознакомить его с документами и информацией, предусмотренной Законом о защите прав потребителей, администратор одним из первых помогает пациенту ознакомиться с данной информацией и документами.

Однако администратор ограничен в своих полномочиях, у него могут отсутствовать некоторые документы, например, порядки оказания медицинской помощи, документы производителя на препараты, в этом случае нужно пригласить руководителя клиники, его заместителя или иных сотрудников, которые компетентны решить вопрос.

Что будет, если препятствовать общественному контролю?

Административная  ответственность не наступит.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» дает право общественным объединениям, чьи права  оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы (ст.39) и обязать клинику судебным решением допустить их к общественному контролю. В связи с этим, отказать представителям общественной организации в проведении общественного контроля не имеет смысла.

Что общественники не могут проверить?

Они не вправе осматривать помещения клиники, запрашивать трудовые договоры с сотрудниками и их медкнижки, документы об образовании, санэпидзаключения и заключения Госпожнадзора. Нарушением будет проверка соблюдения санитарных правил и норм, в том числе хранения лекарств.

Для сведения:

По мнению Роспотребнадзора, изложенному в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005 г. № 0100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей»

основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:

✔ требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;

✔ проверку соблюдения санитарных правил и норм;

✔ проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;

✔ проверку правильности применения контрольно-кассовых машин.

Памятка: Как вести себя персоналу, если пришла общественная проверка?

1. Пропустить общественников в клинику. Представьтесь. Пригласите уполномоченных представителей клиники участвовать в проверке.

2. Потребовать документы. Попросите предоставить Устав общественной организации, решение о проверке. Идентифицируйте по паспорту проверяющих, Ф. И. О. контролера в решении о проверке и документе должны совпадать.

3. Предоставить документы. Передайте общественникам затребованные документы согласно перечню из статей 8, 9, 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, пунктам 11, 13, 14, 29 Правил предоставления платных медицинских услуг (постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006):
– сведения о фирменном наименовании и адресе клиники, режиме работы, которые размещены на вывеске;
–копии учредительного документа и лицензии клиники;
– постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006;
– копию порядков и стандартов медпомощи, информацию о методах и рисках, возможных видах медвмешательства, их последствиях и результатах, рекомендации после лечения;
– документы на лекарства и медизделия, которые передал производитель. Это техническая документация на медизделия, инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата;
– прейскурант платных медуслуг и цен;
– информацию об условиях оплаты, гарантиях, квалификации медработников;
– программу госгарантий или сведения из программы госгарантий о порядке и условиях бесплатной медицинской помощи;
– информацию о режиме работы клиники, графике работы медработников;
– информацию о возможности получения медпомощи бесплатно;
– сведения о контролирующих органах.
4. Отказать в дополнительных требованиях. Не выполняйте действия, которые общественники не могут требовать по закону.

Персонал вправе:
– не допускать в помещения клиники, то есть за пределы зоны ожидания или ресепшена, и к оборудованию клиники;
– не показывать медизделия, лекарства, условия их хранения и эксплуатации, уничтожения;
– не предоставлять образовательные документы медработников;
– не выдавать меддокументы пациентов.

Скачать памятку: Как вести себя персоналу, если в клинику пришла общественная проверка. Памятка

Сокращенная версия статьи юриста по медицинскому праву Любови Кривовой была опубликована в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении», № 9, 2019

Подписывайтесь на Телеграм-канал: Медицинский юрист Любовь Кривова 

Вступайте в группу ВКОНТАКТЕ Медицинский юрист Любовь Кривова

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять