Штрафы за невнесение сведений в ЕГИСЗ

За нарушение порядка и сроков представления информации в ЕГИСЗ поставщики информации, указанные в пункте 4 части 6 статьи 91.1. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под поставщиками информации в целях применения данного положения понимаются уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть региональные власти. Соответствующая норма принята Федеральным закон от 4 августа 2023 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и вступила в силу 1 апреля 2024 года.

Федеральным законом от 31 июля 2023 г. № 402-ФЗ в КоАП РФ внесена новая статья 13.51. «Нарушение порядка представления информации в ЕГИСЗ».

Данная статья устанавливает адмответственность в отношении должностных лиц региональных властей за нарушение порядка и сроков представления информации в ФРМО и ФРМР, в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений в ЕГИСЗ.

Пункты 2 и 3 части 3 ст. 91.1. Федерального закона № 323-ФЗ обязывают передавать в ЕГИСЗ:

в ФРМО — сведений о медицинских организациях и фармацевтических организациях.

в ФРМР — сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, в регистр обучающихся — сведений о лицах, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования.

В каких случаях региональные чиновники могут понести административную ответственность за не предоставление информации в ФРМО и ФРМР?

Должностные лица региональных министерств и департаментов здравоохранения могут быть оштрафованы при наличии одновременно следующих условий:

  • региональные органы власти в сфере здравоохранения в силу постановления № 140 названы в числе поставщиков информации в ЕГИСЗ;
  • информация передается через региональные государственные информационные системы в сфере здравоохранения;
  • информация в ФРМО и ФРМР передана с нарушением порядка и сроков представления, установленных постановлением № 140, или информация передана не в полном объеме или переданная информация не достоверна и не актуальна.

Размер административного штрафа — от 15 000 до 25 000 рублей. Повторное совершение аналогичного нарушения влечет штраф в размере от 20 000 до  30 000 рублей или дисквалификацию на срок до одного года.

Кто будет контролировать и выявлять нарушения региональных чиновников?

Данной функцией наделен Росздравнадзор.

Новая норма КоАП РФ 13.51. «Нарушение порядка представления информации в ЕГИСЗ» не применяется в отношении медицинских организаций.

Какая ответственность установлена для медицинских организаций?

Медицинские организации за непредоставление сведений в ЕГИСЗ несут административную ответственность, предусмотренную ст.14.1 КоАП РФ и ст. 19.20 КоАП РФ. Данные статьи устанавливают штрафы и административное приостановление деятельности за нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Размещение в ЕГИСЗ (единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения) информации является лицензионным требованием (подп. «ж» п. 5, подп. «е» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности).

При этом не размещение сведений о медицинской организации в ФРМО и о медицинских работниках в ФРМР является лицензионным требованием (подп. «ж» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности) квалифицируется грубым нарушением лицензионных требований.

Санкцией ч. 3  ст. 14.1. КоАП РФ за нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией, установлены предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Санкцией ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности установлены штрафы на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Итак из диспозиции ч.3, ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ следует, что данная статья применяется к медицинским организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Однако в судебной практике встречаются также случаи привлечения по данной статье и медицинских учреждений государственной формы собственности, если нарушения лицензионных требований были допущены при оказании ими платных медицинских услуг.

Санкцией ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ  за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением лицензионных требований, установлены предупреждение или административный штраф на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 рублей.

Санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, установлены штрафы на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц — от 150 000 до  250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Какие сведения предоставляются в ЕГИСЗ медицинскими организациями?

Состав информации, размещаемой в ЕГИСЗ, установлено Положением о ЕГИСЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. № 140.

Положением предусмотрены подсистемы ЕГИСЗ. Наиболее на слуху следующие подсистемы:

  • ФРМО (федеральный реестр медицинских организаций);
  • ФРМР (федеральный регистр медицинских работников);
  • ИЭМК (федеральная интегрированная электронная медицинская карта);
  • РЭМД (федеральный реестр электронных медицинских документов);
  • федеральная электронная регистратура.

Поставщиками информации в ЕГИСЗ являются медицинские организации, соискатели медицинских лицензий, а также органы государственной власти (Росздравнадзор, ФМБА, ФНС, МЧС, Росреестр), страховые фонды, региональные министерства и департаменты здравоохранения.

Кто из перечисленных поставщиков и какую именно информацию предоставляет, сроки внесения информации в подсистемы ЕГИСЗ? Это подробно указано в приложении № 1 к Положению о ЕГИСЗ.

Поставщики информации в ЕГИСЗ обеспечивают:

  • представление сведений в ЕГИСЗ в порядке и сроки, установленные настоящим Положением;
  • актуальность и достоверность сведений, представляемых в ЕГИСЗ;
  • работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с ЕГИСЗ.
  • выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по защите информации в информационных системах.

Установлена ли ответственность за непредоставление сведений в ИЭМК (федеральная интегрированная электронная медицинская карта), РЭМД (федеральный реестр электронных медицинских документов)?

Да, установлена. Ответственность для медицинских организаций и  наступает за нарушение лицензионных требований по соответствующим частям ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП РФ.

Штрафы на медицинские организации по-прежнему могут налагаться Росздравнадзором по статьям 14.1. и 19.20 КоАП РФ.

Любовь Кривова

Подписывайтесь на Телеграм-канал: Медицинский юрист Любовь Кривова 

Вступайте в группу ВКОНТАКТЕ Медицинский юрист Любовь Кривова 

 

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять