Статья юриста по медицинскому праву Любови Кривовой в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении», № 9, 2019
В статье речь идет об общественном контроле, осуществляемом общественными объединениями потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Какие права имеют субъекты общественного контроля? Что проверяют общественники? Что будет, если препятствовать общественной проверке? На эти и многие другие вопросы, ответ Вы найдете в данной статье об общественной контроле.
Независимая оценка качества условий оказания услуг как форма общественного контроля, проводимая в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Законом об основах общественного контроля в Российской Федерации, в данной статье не рассматривается.
Как действовать, если в клинику пришла общественная проверка?
Общественные объединения потребителей следят за соблюдением прав граждан в клиниках, направляют в органы госнадзора информацию о нарушениях, представляют интересы граждан в суде.
Общественный контроль клиник, которые оказывают медуслуги по ДМС и ОМС, платные медуслуги, организуют
по Уставу или внутренним документам по поручению руководителя организации (постановление Пленума
ВС от 28.06.2012 № 17, ст. 45 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – Закон от 07.02.1992
№ 2300-1).
Документы определяют, как оформлять решение о проверке и ее результаты, как проводить мероприятие,
сроки. Например, Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» после аудита со-
ставляет типовой акт или отчет (решение Автозаводского районного суда Тольятти Самарской области от 28.05.2018
по делу № 12-313/2018).
Если в медорганизацию пришли общественники, потребуйте Устав и решение руководящего органа провести контроль. Проверьте полномочия представителей, идентифицируйте их по паспорту.
Какую информацию вправе запросить. Общественники могут проверить информацию, которую клиника обязана разместить на вывеске, информационных стендах и официальном сайте, – название, адрес, режим работы.
Посмотреть сведения о госрегистрации, зарегистрировавшем органе, виде деятельности, номере и сроках действия
лицензии. Клиника обязана предоставить копии учредительного документа и лицензии, информацию о порядке
и стандартах медпомощи, методах и рисках, возможных видах медвмешательства, их последствиях и результатах,
лекарствах и медизделиях. Дать информацию о платных медуслугах и ценах, условиях оплаты, гарантиях, квалификации медработников, бесплатных медуслугах, адресах и телефонах местных органов Росздравнадзора
и Роспотребнадзора (ст. 45 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
В косметологической и стоматологической клиниках общественники могут проверить медизделия, которые
медорганизация продает по профилю (постановление Правительства от 19.01.1998 № 55 <Об утверждении Правил
продажи отдельных видов товаров…>).
Что общественники не могут проверить. Они не вправе осматривать помещения клиники, запрашивать трудовые договоры с сотрудниками и их медкнижки, документы об образовании, санэпидзаключения и заключения Госпожнадзора. Нарушением будет проверка соблюдения санитарных правил и норм, в том числе хранения лекарств.
Контролеры не вправе смотреть наличие журнала учета мероприятий по контролю, оценивать, как медорганиза-
ция применяет контрольно-кассовые машины (письмо Роспотребнадзора от 29.06.2005 № 0100/4938-05-32 «О пол-
номочиях общественных объединений потребителей», ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзо-
ра)»). Не показывайте меддокументацию пациентов – это нарушит врачебную тайну. Если не пустить общественни-
ков в клинику, они вправе потребовать доступ через суд (Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об обществен-
ных объединениях»).
Как вести себя персоналу, если пришла общественная проверка?
Памятка.
- Пропустить общественников в клинику. Представьтесь. Пригласите уполномоченных представителей клиники участвовать в проверке.
- Потребовать документы. Попросите предоставить Устав общественной организации, решение о проверке. Идентифицируйте по паспорту проверяющих, Ф. И. О. контролера в решении о проверке и документе должны совпадать.
- Предоставить документы. Передайте общественникам затребованные документы согласно перечню из статей 8, 9, 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, пунктам 11, 13, 14, 29 Правил предоставления платных медицинских услуг (постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006):
– сведения о фирменном наименовании и адресе клиники, режиме работы, которые размещены на вывеске;
–копии учредительного документа и лицензии клиники;
– постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006;
– копию порядков и стандартов медпомощи, информацию о методах и рисках, возможных видах медвмешательства, их последствиях и результатах, рекомендации после лечения;
– документы на лекарства и медизделия, которые передал производитель. Это техническая документация на медизделия, инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата;
– прейскурант платных медуслуг и цен;
– информацию об условиях оплаты, гарантиях, квалификации медработников;
– программу госгарантий или сведения из программы госгарантий о порядке и условиях бесплатной медицинской помощи;
– информацию о режиме работы клиники, графике работы медработников;
– информацию о возможности получения медпомощи бесплатно;
– сведения о контролирующих органах.
4. Отказать в дополнительных требованиях. Не выполняйте действия, которые общественники не могут требовать по закону.
Персонал вправе:
– не допускать в помещения и к оборудованию клиники;
– не показывать медизделия, лекарства, условия их хранения и эксплуатации, уничтожения;
– не предоставлять образовательные документы медработников;
– не выдавать меддокументы пациентов.
Статья юриста по медицинскому праву Любови Кривовой был опубликована в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении», № 9, 2019